МКОУ "СВЯТОЗЕРСКАЯ ОСНОВНАЯ     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"   

 

Правила работы с компьютером

 

      Современное образование невозможно представить без использования компьютеров. Однако работа на компьютере связана с воздействием негативных факторов. Чтобы уменьшить их отрицательное влияние на здоровье обучающихся, необходимо соблюдать определённые правила и требования.

 

 

                                                Правила работы учащихся с компьютером.

     За последние годы, как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. До 20% старшеклассников регулярно или эпизодически выходят в Интернет, и для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования, не только общего, но и профессионального.

      Однако работа, занятия или игра на компьютере сопряжены с воздействием на пользователя, как ребёнка, так и взрослого, целого комплекса негативных факторов.

      Первое, на что обратили своё внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. Влияние работы с дисплеем в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с монитором и организации рабочего места. Сейчас уже  с большой долей уверенности можно говорить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В то же время все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

До сих пор бытует мнение, что работа на компьютере  аналогично просмотру телепередач. Однако это не так.  Исследования показали, что рассматривание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану. Мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики,  неоптимальное сочетание цветов в поле зрения, что подтверждают данные о большой утомительности учебных занятий с использованием компьютеров по сравнению с традиционными. Так, после традиционных занятий общее утомление регистрировалось у 19% учащихся, а зрительное - у  8,6%,тогда как после занятий с компьютером – у 24,2 и 38,3% учащихся соответственно.

Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и 5-6-летние дети процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с использованием компьютеров соответствовало возрастным возможностям детей. Это в полной мере относится и к самому компьютеру, который  в комплексе с рабочим местом должен соответствовать всем требованиям безопасности.

    Поэтому одно из главных правил безопасного общения с компьютером - это наличие санитарно – эпидемиологического заключения (сертификата) о его соответствии санитарным правилам. Современное санитарное законодательство распространяет это требование не только на вновь приобретаемые компьютеры. Но и на те, которые находятся в эксплуатации. К основным нормируемым параметрам, которые определяют в процессе экспертизы, относятся:

        ·     контрастность;

·     неравномерность яркости;

·     отношение ширины знака к его высоте для прописных букв;

·     размер минимального элемента отображения для монохромного дисплея;

·     смещения отклонения;

·     временная и пространственная нестабильность изображения;

·     отображаемая способность.

К компьютерной технике, которая используется для занятий детей и подростков, врачи-гигиенисты предъявляют повышенные, более строгие требования.

Специальные многолетние исследования позволили определить оптимальную продолжительность непрерывный занятий для детей и подростков разного возраста. Исследования показали, что чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки утомления. Так, для детей 5-6 лет это время составляет 10-15 мин. Функциональные возможности детей в этом возрасте ещё очень малы. Для детей 7-12 лет допустимая непрерывная продолжительность компьютерных занятий - 20минут, а для ребят постарше - не более получаса. Уже после не столь продолжительных занятий у детей и подростков появляются признаки зрительного и общего утомления.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности: несовпадение субъективной и объективной оценок состояние организма индивидуальный характер проявления утомления. Внешние признаки утомления у детей младшего  школьного  возраста проявляется в  склонении головы набок, в опоре на спину стула, задирании ног  с упором в край стола, в частых  отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.                       

    Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться. Это относиться и к выносливости нагрузок, в  том  числе и занятий за  компьютером.  Утомительность занятий во многом зависит  от их содержания, навыков общения, увлечённости, самочувствия и др. Увлечённость, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление. Дети, особенно младшего возраста, ещё не могут объективно оценить своё самочувствие. 

     С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

            Несомненно, что утомление во многом зависит не только от продолжительности занятий, но и от их характера. Как это ни покажется на первый взгляд странным, но наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту  реакции. Это, как правило, аркадные или военизированные остросюжетные игры, получившие название «стрелялки», «догонялки», «убивалки», «бродилки». Чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжелых последствий, развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, ребенок становится капризным, перестает интересоваться чем-либо кроме компьютера.

             В отличие от взрослых, которые видят в этих играх возможность переключить внимание с жизненных проблем на безобидную игру, дети скорее ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Эти игры позволяют почувствовать себя участником острых коллизий. Многие готовы часами погружаться в виртуальный мир игры, в «кнопочные» соревнования, одержанные желанием «победить» компьютер. Однако психологи предупреждают о «наркотизирующем», затягивающим влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалалостного ребенка под их воздействием подобно наркотику.  Необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержаниемЭто второе важное правило профилактики негативных последствий для здоровья.

               Третье правило- это рациональная организация рабочего места. Компьютер должен стоять так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами по отношению к светопроемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Удачным является расположением рабочего места: в углах комнаты или лицо к стене (расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м), экраном к окну, а также лицом к окну - свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза  вовремя занятий на компьютере. Если компьютер все же размещен в углу комнаты или помещение имеет весьма ограниченное пространство, американские специалисты советуют установить на столе большое  зеркало. С  его помощью легко увидеть самые дальние предметы комнаты, расположенные за спиной.       

 

  Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображение на экран резко ухудшаются. Стол и стул должны соответствовать росту  ребёнка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а ещё лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на экрана или немного выше. Не следует, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохраненный естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперёд. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайне положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 900. Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела. При наличии высокого стола и стула необходимо обязательно позаботиться о регулируемой по высоте подставке для ног.

        Значительная сухость воздуха является существенным недостатком помещений, в которых размещены компьютеры. При низких значениях влажности, как известно, велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способным абсорбировать частицы пыли, и поэтому обладающих аллергизирующими свойствами. 

    Четвёртое правило, соблюдение которого будет способствовать созданию благоприятных условий для работы за  компьютером, - регулярная влажная уборка и обеспечение оптимальных параметров микроклимата в помещениях, где эксплуатируется компьютерная техника.

            

                                                 

Гимнастика для снятия общего утомления

 

Упражнения 1.

     Исходное положение (далее и.п.) – стоя, ноги врозь. На счёт 1- руки к плечам; 2-поднять руки верх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в и.п. На счёт 1-2 делать вздох, 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.                         

Упражнение 2.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. На счёт 1-2 сделать два рывка согнутыми руками назад (выдох); 3-4 – два рывка назад прямыми руками (вдох); 5-6 – руки опустить (выдох). Повторить 3-4 раза.                     

Упражнение 3.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх. На счёт 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо (вдох); 2 – прийти в исходное положение (выдох); 3 – повернуть туловище налево (вдох); - вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раза

                        

Упражнения 4 («рубка дров»).

И.п. – стоя, руки вниз, ноги широко расставлены. На счет 1-2 – руки соединить в замок и поднять  вверх за голову; 3 – резко опустить руки вниз; 4 – вернуться в и.п. На счёт 1-2 делается вдох, на счет 3-4 выдох. Повторить 3 раза.

         

              Все упражнения выполняются в среднем темпе. 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»